Петербургская школа критического мышления

Проверка аргументов: три шага

Кто-то собирается Вам что-то доказать и приводит свои аргументы. На что необходимо обращать внимание?

1. В чем заключается основной тезис автора?
— Что он стремится доказать?
— Какие доказательства приводит?
— Какие допущения при этом делаются, и насколько они корректны?
— Насколько четкое определение дано ключевым терминам?

2. Какие аргументы приведены в пользу основного тезиса?
— Релевантна ли приведенная им информация, может ли она являться убедительным доказательством?
— Если автор приводит статистику — является ли она релевантной, аккуратной и полной? Допускает ли она другую интерпретацию, отличную от авторской?
— Если цитируются авторитеты — являются ли они авторитетами в данной области и есть ли у нас основания сомневаться в их объективности?
— Является ли логика аргументов валидной?
— Присутствует ли апелляция к эмоциям (например, насмешка) и какую роль она играет в системе аргументов?

3. Насколько объективно автор подходит к проблеме?
— Присутствуют ли адекватно представленные аргументы противоположной стороны?
— Присутствуют ли признаки обмана или манипуляции читателем?
— Каким рисует автор самого себя? Каков его стиль, и является ли он приемлемым в данном случае?

Нет комментариев. Ваш будет первым!