Каждый из нас хочет понять, как устроен мир. А значит — как работают причинно-следственные связи. При этом мы обычно допускаем множество ошибок, например, путаем хронологическую последовательность событий с причинной связью (ошибка post hoc). Поэтому так важно помнить о принципах системного подхода, касающихся причин и следствий.
1. В системах не всегда возможно провести четкую грань между причиной и следствием. Результат в системе — это всегда синергетический эффект взаимодействия множества факторов. Что было раньше — курица или яйцо? У Пети ничего не получается, потому что у него плохое настроение, или у него плохое настроение, потому что ничего не получается?
2. Следствие в одной части системы может позднее оказаться причиной изменения начальной причины. Например, ожидание дефицита порождает у людей желание делать запасы, возрастает спрос, в результате действительно возникает дефицит. Тот же Петя может попасть в «круговорот» плохого настроения и неудач — работают механизмы усиливающей обратной связи.
3. Следствие не всегда наступает после причины. Эти события могут быть оторваны друг от друга во времени на годы, а могут возникать практически одновременно, так что их невозможно отделить одно от другого.
4. Причина может иметь множество следствий, причем в разных частях системы и в разные временные отрезки. Например, когда кто-то бросает курить, то в краткосрочной перспективе его ждут самые неблагоприятные последствия: он нервничает, не знает, чем занять руки, общаясь с друзьями за чашкой кофе, испытывает неприятные ощущения в теле. Однако в долгосрочной перспективе такое решение сулит ему позитивные последствия для здоровья и самооценки.
5. Причина может возникнуть в одной части системы, а проблема проявиться совершенно в другой. Ярким примером этого является мировой финансовый кризис.
6. Устранение причины не приводит к устранению следствия, ибо импульс уже пошел дальше по системе, и для его исчезновения требуется воздействие и на все прочие элементы. Классический пример – ссора двух представителей разных кланов или компаний. Два человека, создавшие повод для начала конфликта, могут помириться между собой, однако это не решит проблем, если конфликт уже разгорелся.