Петербургская школа критического мышления

"Снежный ком"

Бывает так, что на человека со всех сторон наваливается куча дел, с которыми ему надо срочно справиться. Например, при подготовке крупного мероприятия, приближении дедлайнов по нескольким проектам сразу, или попросту так совпало, что все нужно сделать одновременно. В этой ситуации нередко возникает эффект, который я называю «снежным комом».

Что это такое?

В самом общем смысле «снежный ком» — это лавинообразный рост количества срочных задач, с которыми Вы не в состоянии оперативно справиться. Возникает он обычно потому, что в авральном режиме Вы достаточно быстро устаете, возможности отдохнуть у Вас нет, и продуктивность Вашей работы начинает падать. В результате на выполнение одного и того же объема работы Вам с каждым днем нужно все больше времени, остается все меньше возможностей хотя бы поспать, силы Ваши продолжают убывать… замкнутый круг, вернее, нисходящая спираль. Кроме того, в таком состоянии Вы допускаете ошибки, и на их исправление требуется дополнительное время, из-за этого Вы допускаете еще больше ошибок, тратится еще больше времени…

В конце практически неизбежно ждут неприятные последствия. Сорванные сроки, проведенные с серьезными «косяками» мероприятия, испорченные отношения с людьми, которым Вы что-то обещали и которые на Вас рассчитывали. Бывает, конечно, что все оканчивается относительно благополучно — но дается это либо очень большой ценой, либо благодаря везению.

Пример «снежного кома»: последние дни перед крупных международным форумом. Команда организаторов спешно доделывает все необходимое, работая 24 часа в сутки (буквально). Поскольку задачи валятся со всех сторон, обстановка близка к полному хаосу. К завтрашнему дню надо распечатать четыре файла по 250 экземпляров каждый. Первый файл отправляется на печать. Большое офисное МФУ берется за работу… работает, работает, работает… и продолжает выдавать первый файл. Уже потом, разбираясь в ситуации, поняли, что кто-то второпях отправил на печать не 250, а 2500 экземпляров. Пока это выяснили, в МФУ кончилась краска. Вызов техников, закупка дополнительной бумаги… Одна сделанная второпях ошибка вылилась в кучу дополнительной работы, причем тогда, когда на основную-то времени не хватает! Нет, конечно, ошибки допускают все и всегда. Но в ситуации «снежного кома» они множатся, одна тянет за собой другую, и в результате вся ситуация срывается в штопор.

Что делать, если Вы почувствовали, что на Вас стремительно надвигается «снежный ком»?

Лучше, конечно, не доводить дело до такой ситуации. Планировать, расставлять приоритеты, рассчитывать силы заранее. Но бывает так, что пить «Боржоми» уже поздно.

И тогда надо, как в старом анекдоте про автошколу, давить тормоз. Причем изо всех сил.

Немедленно остановиться и расставить приоритеты. Отказаться от всех задач, выполнение которых не является безусловно необходимым. Если Вам кажется, что таковых нет — Вам кажется. Всегда есть что-то более важное и что-то менее важное. В этой ситуации сосредоточиться надо на главном, допустив потери в других областях. И да, среди этого главного должен быть достаточный отдых — все свои силы Вы уже потратили, тратить больше нечего, и надо поддерживать работоспособность хотя бы на нынешнем уровне.

Это необходимо, потому что у Вас нет выбора между плохим и хорошим вариантом — есть выбор между плохим и ужасным. Между бесконтрольным и контролируемым падением. Чтобы не рухнуло самое главное, от чего-то придется отказываться. Это неизбежно. Лучше, чтобы конференция прошла без большой культурной программы, чем полный ее срыв. Лучше пропустить свой доклад на семинаре и остаться без нескольких баллов, чем не сдать вовремя курсовую и уйти на дополнительную сессию.

Это — болезненный процесс. Но одновременно очень полезный, поскольку он учит расставлять приоритеты. И помогает понять, что небольшие потери не столь болезненны, как иногда кажется.

Нет комментариев. Ваш будет первым!