Петербургская школа критического мышления

Когда мы видим цифры: три правила

О правилах работы со статистикой и статистических манипуляциях написано множество книг. Список некорректных приемов огромен и все время пополняется новыми и новыми ухищрениями. Для того, чтобы найти подвох в представленных данных, приходится иногда проводить целое самостоятельные исследование.

И все же есть, на мой взгляд, три простых правила, которые могут стать отправной точкой при работе со статистикой. Три вещи, которые надо вспоминать сразу же, как только нас пытаются в чем-то убедить при помощи цифр.

Первое. Статистика — это социальный продукт. Статистическая информация не существует объективно в отрыве от нас, она создается людьми. Людьми, которые решают, что и как считать. Именно поэтому можно встретить очень разные цифры применительно к одному и тому же явлению — особенно там, где точный подсчет невозможен (например, число беспризорников или объем теневого сектора экономики). Но даже там, где проблем с подсчетом, казалось бы, возникать не должно, очень многое зависит от методики сбора данных. Поэтому всегда важно задавать вопрос — кто, как и зачем создал эти статистические данные.

Второе. Любое сложное явление описывается множеством показателей. Судить, например, об экономике страны по какому-то одному, пусть и очень важному (ВВП) некорректно. «Магия одной цифры» очень сильна и эффективна, но приводит к серьезным ошибкам. Более того: из большой совокупности статистической информации всегда (или практически всегда) можно выбрать отдельные показатели, с помощью которых можно подтвердить любой тезис. И еще один важный подпункт: относительные показатели ничего не значат без абсолютных, и наоборот. Например, чтобы оценить «рост на 20%», нужно знать, с какой отметки начался этот рост.

Третье. Цифры сами по себе не говорят ни о чем. Любой статистический показатель нуждается в интерпретации. Рост показателей заболеваемости, например, может отражать как распространение болезни, так и улучшение методов диагностики на ранних стадиях (возвращаемся к первому пункту). Снижение прибыли компании может объясняться целым букетом разных причин (и далеко не всегда свидетельствует о том, что у компании есть какие-то проблемы). И так далее.

Нет комментариев. Ваш будет первым!