Вам знакомо понятие «ad hominem»? Вы можете с первого взгляда определить некорректность аналогии? Знаете, сколько существует способов приукрасить (и даже напрямую извратить) статистику?
А в каких ситуациях Вы пользуетесь этим знанием?
Прочитав несколько учебников (или популярных книжек) по критическому мышлению, человек узнает о существовании огромного количества логических ошибок и манипулятивных приемов. Само по себе это, конечно, хорошо. Однако любое знание — как кухонный нож: с его помощью можно приготовить вкусный обед, а можно отхватить себе палец. Все зависит от того, как именно Вы его будете использовать.
И вот как раз в случае критического мышления использование полученных знаний нередко оказывается довольно однобоким. У человека появляется ощущение, что «все вокруг врут». И он начинает ставить под сомнение все… вернее, все, что ему не нравится.
Например, человек читает статью, в которой с использованием большого количества статистической информации доказывается точка зрения, прямо противоположная его собственной. В былые времена это стало бы для нашего читателя поводом усомниться в своих взглядах, хотя бы ненадолго и в глубине души. Но теперь-то он во всеоружии — он знает, сколько существует в мире разных статистических манипуляций. Поэтому он просто говорит «эта статистика ничего не значит, ведь любую цифру можно извратить» — и спокойно закрывает статью. Или, например, наш читатель видит в разветвленной системе аргументов одну логическую ошибку — и отвергает на этом основании аргументацию в целом.
Это — результат использования определенных приемов из арсенала критического мышления без понимания его основополагающих принципов. А именно:
— Интеллектуальной открытости, которая позволяет нам сомневаться не только в чужих, но и в своих взглядах
— Рациональному подхода, который предполагает, что любое сомнение должно быть обоснованным
— Дифференцированного подхода, который позволяет осознать, что мир вокруг — не черно-белый, а состоит из разных оттенков разных цветов
— Рефлексивности, которая помогает нам понять, сомневаемся ли мы в чем-то потому, что для этого есть основания, или потому, что это «что-то» нам попросту не нравится.
Если не соблюдать эти принципы, полученные знания не только не сделают Ваше мышление более критическим, но и окажутся на службе у тез самых особенностей нашей психики, которым критическое мышление, по идее, призвано противостоять.