Время от времени нет-нет да и мелькнет в окружающем меня информационном поле фраза: «Сначала кричали о лучшем в мире советском образовании, а потом выпускники этой системы образования заряжали воду перед телевизорами». Дескать, хреновая была школа.
Я сейчас не буду рассуждать о том, являлась ли советская система образования лучшей в мире. То, что далеко не самой плохой — это точно, но я сейчас не об этом. А о том, что массовое заряжание воды перед телевизорами в конце 80-х не связано с качеством системы образования. От слова «вообще». Поэтому процитированная выше фраза в принципе не имеет смысла. На это есть две причины.
Первое. Модно говорить, что воду перед телевизорами заряжала «вся страна». Но это очевидная чушь. Безусловно, в Чумака и все подобные вещи верила значительная часть населения. Но «значительная часть» — это далеко не все. Стоит отметить, что точно такая же ситуация существует сегодня во всех развитых странах — эзотерика, астрология и всевозможная гомеопатия процветают повсеместно.
Проблема в том, что в мире не существует ни одной системы всеобщего (подчеркиваю — всеобщего) образования, которая «на выходе» давала бы в каждом выпуске 100% блестяще образованных и критически мыслящих людей. Ну не сто, ну хотя бы девяносто процентов. Более того, я не знаю, возможна ли такая система хотя бы теоретически. Мне кажется, что если и возможна, то построить ее — задача того же уровня, что и полная победа над бедностью, болезнями и преступностью.
Второе. Чтобы понять феномен популярности Чумака и всевозможных барабашек, нужно принимать во внимание атмосферу конца 80-х. Это был период слома всех и всяческих устоев, время, когда у миллионов людей рушилась привычная картина мира, рушилось мировоззрение. И все это происходило на фоне нараставшего экономического и социального кризиса — ситуации, мягко говоря, не благоприятствовавшей спокойному критическому мышлению. Фундамент common knowledge у граждан СССР оказался основательно подорван. Хочу подчеркнуть: единый фундамент, единая база мировоззрения, без деления на гуманитарную и естественнонаучную сферу — проще говоря, «все, чему нас учили в школе». Если незыблемые еще вчера истины о прошлом вдруг начинают шататься и рассыпаться в прах, то почему должны устоять представления о физическом мире? Хорошее школьное образование может стать надежным фундаментом; но в ситуации кризиса, крушения основ, мировоззренческой катастрофы этот фундамент сам оказывается под ударом.
К этому добавлялись еще два важных фактора. Во-первых, синдром «запретного плода», который делал «кашпировщину» и прочую эзотерику притягательной. Во-вторых, все еще сохранявшаяся у миллионов людей вера в то, что средства массовой информации откровенную чушь нести не будут. Уверенность, что телевизор врет, придет гораздо позднее и не ко всем.