Петербургская школа критического мышления

"Мыслить шкалами"

Уже даже не помню точно, сам я выдумал эти термины или где-то вычитал, но с некоторых пор в моем лексиконе закрепились два словосочетания — «мыслить рубильником» и «мыслить шкалой».

«Мышление рубильником» — это синоним бинарного мышления. Оно предполагает, что у любого объекта есть только два возможных состояния, между которыми существует четкая грань. Эти два варианта — как два положения у простейшего рубильника: «включено» и «выключено».

— Человек либо хороший (во всем), либо плохой (во всем)
— Аргумент либо сильный (стопроцентно), либо слабый (никуда не годится)
— Автор либо объективный (полностью), либо необъективный (совсем)
— Доказательство либо присутствует (железобетонное), либо отсутствует (вообще)

Проблема, однако, в том, что реальная жизнь отличается от «мира рубильника». В реальной жизни мы имеем дело со «шкалами», на которых существует множество отметок в широком диапазоне. И сила аргумента, и степень доказанности тезиса, и объективность автора текста — это относительные показатели. В каждом конкретном случае мы можем расположить их в определенном месте на шкале между абсолютным минимумом и абсолютным максимумом. На этой шкале часто очень сложно обозначить четкие границы, а переходы, как правило, оказываются довольно плавными.

Именно поэтому умение «мыслить шкалами» критически важно. Не обладая этим навыком, человек конструирует вокруг себя крайне упрощенную, примитивную и во многом неадекватную реальность, что приводит к грубым ошибкам в самых разных сферах.

Нет комментариев. Ваш будет первым!