Петербургская школа критического мышления

Апелляция к толпе

Апелляция к толпе (ссылка на популярность) является одной из распространенных логических ошибок (манипулятивных приемов). Суть ошибки в том, что некий тезис объявляется истинным на том основании, что его поддерживает большое количество людей. Некорректность этого приема выражена в общеизвестной фразе «миллионы мух не могут ошибаться», тем не менее, он демонстрирует завидную эффективность. «Миллионы людей поддерживают эту партию», «80% опрошенных заявили, что верят в целебную силу заклинаний» — такие фразы встречаются на каждом шагу. И, что важно, работают.

Механизм воздействия прост и основан на том, что с некоторым пренебрежением называют «стадным инстинктом». Нам комфортнее быть вместе с большинством, разделять общую точку зрения. Этот инстинкт сформировался в процессе эволюции, когда находиться вместе со стаей (племенем) было критически важно для выживания. Сегодня он сохранился в виде широко распространенного конформизма, который основан на стремлении следовать «общему мнению» как наиболее безопасном пути.

Естественно, этот феномен активно используется политиками, средствами массовой информации и продавцами. «Миллионы людей уже сделали свой выбор в пользу этой зубной пасты», «покупатели признали эту колбасу продуктом номер один»… Привычные, набившие оскомину рекламные утверждения.

Казалось бы, все ясно. Однако, как всегда, реальность немного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Давайте подумаем: существуют ли ситуации, в которых апелляция к толпе может быть оправданной?

Да, существуют.

1) Если речь идет не о простой «толпе», а о совокупности людей, имеющих определенную квалификацию, позволяющую им лучше разбираться в проблеме. Вспомним «правило Рассела» — если все эксперты согласны друг с другом, придерживаться противоположной точки зрения для дилетанта не имеет смысла.

2) Если речь идет о социальной норме, нарушение которой может повлечь нежелательные последствия. «Посмотри: при входе в аудиторию все здороваются с присутствующими. Ты хочешь, чтобы тебя сочли невежей?»

3) Если поведение большинства является косвенным индикатором определенных событий или процессов в ситуации, когда более точные сведения недоступны. «У нас отключили Интернет, и я не знаю, сколько градусов на улице. Но посмотри — все ходят в шапках и теплых куртках. Должно быть, там холодно».

4) Если мнение большинства само по себе является важной составной частью проблемы. «Десятки тысяч людей вышли на митинг. Значит, людей действительно беспокоят предстоящие реформы».

И наконец: ошибки/манипуляции нет, если апелляция к мнению большинства используется не как доказательство правильности этого мнения, а как аргумент в пользу необходимости заняться проблемой, как стимул к поиску причин такого положения дел. «Две трети граждан считают коррупцию проблемой номер один в стране. Власти не должны игнорировать эту проблему». «Больше половины опрошенных поддержали введение смертной казни. О каких тенденциях в обществе это говорит?»

Нет комментариев. Ваш будет первым!