В своем известном многим тексте "
Антиревизионизм
" Константин Асмолов среди прочего упоминает такой прием манипуляции, как «исчезающее возможно». Конкретно он говорит следующее:
Этот прием хорошо используется в больших по объему текстах и выглядит так. В начале работы автор выдвигает некое предположение, безусловно, оговаривая тот факт, что оно является гипотезой, вероятно, одной из многих. Однако затем предположительность этой гипотезы перестает упоминаться, и автор начинает оперировать этим предположением так, как если бы оно уже было доказано. Более того, нередко этот тезис становится основой для серии новых предположений, которые также подвергаются подобной трансформации, превращаясь из гипотез в аксиомы.
Этот прием хорошо разъясняется на примере пассажей Резуна в отношении автострадных танков. Сначала делается предположение, что литера «А» в названии танка означала «автострадный» (на деле это литера прототипа, но так как у нас как и на западе действительно часто используют акрономичные сокращения, это принимается на веру), после чего Резун постепенно превращает предположение в доказанный факт, и на базе этого «факта» строит свое заключение — раз в РККА было столько автострадных танков, значит воевать планировали по шоссе и т. д. и т. п.
Однако этот прием является, по сути, частным случаем более широкого явления, которое можно было бы назвать «исчезающим ограничителем». Ограничитель — это некая оговорка в тексте, которая указывает на ограниченный (в определенном ключе) характер представленного тезиса. С ее исчезновением тезис превращается в абсолют. Какие варианты «ограничителя» могут быть?
1. Указание на гипотетический характер тезиса. То самое «исчезающее возможно».
2. Указание на то, что явление характерно только для части некой совокупности. С исчезновением «ограничителя» тезис распространяется на всю совокупность. Так из «некоторые мигранты совершают преступления» получается «все мигранты — преступники».
3. Указание на потенциальный/вероятностный характер некого явления. С исчезновением «ограничителя» вероятность явления расценивается как стопроцентная, а само явление — как фактически существующее. Так фраза «если гулять под холодным дождем, можно с несколько большей вероятностью простудиться, чем сидя дома» у заботливой бабушки превращается в «пойдешь гулять — обязательно простудишься!»
4. Указание на то, что явление имеет место/наступает только при определенных условиях. Так, например, описывая суровость законов в стране Х, можно «забыть», что данные законы касаются только рецидивистов с солидным послужным списком.