Петербургская школа критического мышления

Критическое мышление и карате

Как известно, во многих зарубежных вузах, в первую очередь в англоязычных странах (США, Канада, Великобритания, Австралия...) существуют специальные курсы критического мышления. Этот предмет часто является обязательным и обычно преподается в течение одного семестра на младших курсах.

Само по себе это похвально, однако эффективность преподавания критического мышления вызывает у исследователей большие вопросы (по этому поводу см. напр. материалы в The Palgrave handbook of critical thinking in Higher education. 2015). Многие студенты либо вообще мало что усваивают, либо хорошо сдают тесты, но никак не применяют изученное за пределами класса. Единого мнения относительно причин этого явления, а также путей повышения эффективности обучения не существует.

Причины, конечно же, носят комплексный характер. Я в данном случае остановлюсь только на одном, зато фундаментальном аспекте. На мой взгляд, в значительной степени правы те, кто (как это делает, к примеру, Питер Эллертон в своей статье в указанном выше сборнике) сравнивает приобретение навыков критического мышления с обучением иностранному языку или игре на пианино. Никто не рассчитывает, что можно в совершенстве освоить язык или стать хорошим пианистом, занимаясь две пары в неделю в течение одного семестра. Потому что в данном случае нужно не просто выучить определенную информацию и открыть для себя некий набор навыков, а довести владение этими навыками до высокой степени совершенства. Часто говорят, что для этого необходимо заниматься четыре часа в день в течение десяти лет.

В этом плане я бы предложил еще одно сравнение — с боевыми искусствами, в частности, карате. Как и в случае с карате, в основе критического мышления лежит определенная философия, определенная система ценностей. Как и в случае с карате, набор знаний и навыков можно приобрести достаточно быстро, но он не имеет большой ценности, пока эти навыки не объединены в рамках системы и не доведены до автоматизма, пока лежащая в их основе философия не стала частью жизни в целом. Поэтому желающие получить «черный пояс» должны в течение многих лет день за днем тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться — и только тогда смогут стать мастерами.

Однако то, что представляет само собой разумеющимся в случае с единоборствами (изучением итальянского языка, игрой на скрипке...), почему-то выглядит не столь очевидным, когда речь идет о критическом мышлении. А ведь здесь тоже нужны регулярные тренировки — тренировки мозга, регулярные занятия под руководством опытного тренера. Без подобных тренировок многие навыки так и не будут усвоены, связь между выученным в классе и реальной жизнью не будет установлена.

Нет комментариев. Ваш будет первым!