Перед нами — текст, автор которого пытается доказать некий тезис. Этот тезис может быть выражен явно или неявно, сам текст может быть длиной в пару строчек или в сотню страниц — неважно. Базовые правила его анализа остаются теми же самыми.
1. Определить основной тезис автора. Как я уже сказал, он может быть выражен неявно и далеко не всегда очевиден. К примеру, кажется, что автор говорит о недостатках в определенной сфере, а в реальности основной его вывод — неэффективность существующей государственной системы в целом. Как показывает опыт работы со студентами, при определении основной мысли автора возникает неожиданно много проблем.
2. Найти все посылки и промежуточные выводы, с помощью которых автор приходит к основному выводу. Выявить все неявные допущения и сформулировать их (к примеру, если автор пишет «Смертность на дорогах выросла. Следовательно, нужны еще более жесткие ограничения скорости», то неявное допущение — «Причина смертности на дорогах — слишком высокая разрешенная скорость»).
2а. Построить схему аргументации, в которой будут отражены все связи между явными посылками, неявными допущениями и промежуточными выводами. К примеру, она может выглядеть так:
3. Проверить истинность всех исходных посылок и неявных допущений. При этом важно учитывать, что мы далеко не всегда можем действовать в рамках бинарной оппозиции «истинно/ложно». Бывает так, что утверждение является истинным лишь отчасти. В упомянутом выше примере слишком высокая разрешенная скорость может являться одной из причин высокой смертности на дорогах, но далеко не единственной.
4. Проверить валидность умозаключений — следуют ли выводы из посылок? Например, утверждение «Трое моих знакомых смотрят телевизор, следовательно, телевизор смотрят все жители страны» очевидно абсурдно. Опять же, здесь нам часто придется сталкиваться с ситуацией, когда правильнее говорить не об абсолютной правильности или неправильности, а о той или иной степени соответствия вывода посылкам, о его относительной «силе» или «слабости».
5. Найти все контраргументы, о которых упоминает автор (если они присутствуют в тексте). Оценить их силу.
6. Оценить основной тезис с точки его истинности/ложности или силы/слабости (в зависимости от конкретной ситуации). Насколько автору удалось доказать свою основную мысль?