Петербургская школа критического мышления

Иллюстрация и доказательство

Анализируя аргументы, люди достаточно часто путают между собой доказательство некого тезиса и иллюстрацию к нему. Между тем, разница принципиальная.

Доказательство — это аргумент, призванный доказать основной тезис. Главные требования, которые предъявляются к доказательству: оно должно быть истинным само по себе и обладать достаточной доказательной силой применительно к основному тезису (являться достаточной предпосылкой для корректного вывода).

Иллюстрация — это пример, призванный пояснить основной тезис. Главное требование, предъявляемое к иллюстрации: она должна наглядно демонстрировать суть основного тезиса. От иллюстрации не требуется доказательной силы.

Пример иллюстрации: «Во многих российских вузах перенос занятия преподавателем подразумевает достаточно сложную процедуру. К примеру, если я хочу взять отгул и прочесть лекцию на три дня позже, мне нужно принести заявление об этом в учебный отдел не позднее чем за две недели. На заявлении должны стоять подписи заведующего кафедрой и декана, кроме того, я обязан согласовать его со старостой студенческой группы. Даже после этого учебный отдел вправе отказать мне, если считает, что возможности для переноса нет».

В данном случае автор высказывания не пытается единичным примером доказать свой тезис (что было бы явно некорректным приемом), а разъясняет, что имеется в виду под «достаточно сложной процедурой». Конечно, не исключено, что сам автор высказывания заблуждается, считая, что его пример обладает доказательной силой. В такой ситуации общий контекст часто помогает понять, иллюстрация перед нами или некорректное доказательство единичным примером.

А вот яркий случай некорректного доказательства: «Официальная статистика врет, заявляя, что явка на выборы составила 80%! Ни я, ни мои знакомые на эти выборы не ходили!»

Здесь основной тезис не нуждается в разъяснении, и второе предложение явно должно служить его доказательством. Однако по понятным причинам это доказательство некорректно — выборка слишком мала относительно генеральной совокупности и к тому же вопиюще нерепрезентативна.

Почему важно понимать, иллюстрация перед нами или некорректное доказательство единичным примером? Ведь они в равной степени не обладают никакой доказательной силой. Ну, во-первых, при чтении текста желательно все-таки правильно понимать его содержание. Во-вторых, некорректное доказательство свидетельствует либо о некорректном мышлении автора, либо о сознательной манипуляции с его стороны. Иллюстрация никаких оснований для подобного вывода не дает.

Нет комментариев. Ваш будет первым!